Обращения

О работе с обращениями граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц

Уважаемые посетители! Обращаем внимание на то, что 2 января 2023 года вступили в силу изменения, внесенные в статью 25 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». В связи с этим подача электронных обращений возможна только с помощью государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц – Интернет-ресурса обращения.бел

Работа по рассмотрению обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц организована в соответствии с:

- Конституцией Республики Беларусь;
- Директивой Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения»;
- Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»;
- Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц»;
- Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2012 г. № 667 «О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц»;
- Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 г. № 1786 «Об утверждении Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей»;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005 г. № 285 «О некоторых вопросах организации работы с книгой замечаний и предложений и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь».

Порядок подачи обращений и направления их для рассмотрения в соответствии с компетенцией

- Обращения подаются заявителями в письменной или электронной форме, а также излагаются в устной форме;
- Письменные обращения подаются нарочным (курьером), по почте, в ходе личного приема, путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений;
- Устные обращения излагаются в ходе личного приема.

Право граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на обращение
- Граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных, устных обращений, а также к индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.
- Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели имеют право на обращение в организации путем подачи письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных, устных обращений.
- Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, представительства иностранных организаций пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь.
- Право на обращение реализуется заявителями добровольно. Осуществление заявителями их права на обращение не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц.

Представительство заявителей при реализации права на обращение
- Граждане реализуют право на обращение лично либо через своих представителей. Личное участие граждан при подаче и рассмотрении обращений не лишает их права иметь представителей, равно как и участие представителей не лишает граждан права на личное участие при подаче и рассмотрении обращений.
- Письменные и электронные обращения от имени недееспособных граждан подаются их законными представителями. Устные обращения недееспособных граждан излагаются на личном приеме их законными представителями.
- Юридические лица реализуют право на обращение через свои органы или своих представителей (далее, если не определено иное, - представитель юридического лица).
- Представители заявителей при подаче и рассмотрении обращений могут совершать действия, право на осуществление которых имеют заявители, в пределах предоставленных им полномочий.
- Представители заявителей осуществляют свои полномочия на основании актов законодательства, либо актов уполномоченных на то государственных органов, либо доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством.

Предприятие при поступлении письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к его компетенции, в течение 5 рабочих дней направляет обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляет заявителей в тот же срок либо в тот же срок в порядке, установленном Законом «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее - Закон), оставляет обращения без рассмотрения по существу и уведомляет об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.
Письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, не позднее 5 рабочих дней возвращаются заявителям с разъяснением им порядка обжалования судебных постановлений.
Если решение вопросов, изложенных в ходе личного приема, не относится к компетенции Предприятия, соответствующие должностные лица Предприятия не рассматривают обращение по существу, а разъясняют, в какую организацию следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении.
Если для решения вопроса, изложенного в устном обращении в ходе личного приема и относящегося к компетенции Предприятия, требуются дополнительное изучение и проверка, обращение излагается заявителем в письменной форме и подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом для письменных обращений.
Обращения, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении, не позднее 5 рабочих дней направляются Предприятием, в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы.

Требования, предъявляемые к обращениям

Обращения излагаются на белорусском или русском языке.

Письменные обращения граждан, за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений, должны содержать: 

- наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
- фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);
- изложение сути обращения;
- личную подпись гражданина (граждан).

Письменные обращения юридических лиц должны содержать:
- наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
- полное наименование юридического лица и его место нахождения;
- изложение сути обращения;
- фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
- личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения.

Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
К письменным обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия.
В обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов.

Оставляются без рассмотрения по существу обращения, которые (по которым):
- изложены не на белорусском или русском языке;
- не содержат фамилии, собственного имени, отчества, адреса места жительства (места пребывания) гражданина;
- не содержат полного наименования юридического лица и адреса его места нахождения, фамилии, собственного имени, отчества руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения (для юридических лиц);
- содержат текст, не поддающийся прочтению;
- содержат нецензурные либо оскорбительные слова или выражения;
- подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращения работника к нанимателю, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения;
- содержат вопросы, не относящиеся к компетенции Предприятия;
- пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
- подано повторное обращение и в нем не содержатся новые обстоятельства;
- с заявителем прекращена переписка.

Организация личного приема в Предприятии

График личного приема граждан, их представителей, представителей юридических лиц (предварительная запись по тел. 8017 202 16 25)

Гаранков Борис Владимирович                                        1-я, 3-я среда месяца (9.00-10.00)
Заместитель генерального директора

В Предприятии проводится личный прием граждан, их представителей, представителей юридических лиц, в следующем порядке: 

- График личного приема и порядок предварительной записи на личный прием устанавливаются директором Предприятия;
- Если на день личного приема приходится государственный праздник или праздничный день, объявленный Президентом Республики Беларусь нерабочим, день личного приема переносится на следующий за ним рабочий день;
- По решению директора Предприятия могут быть организован выездной прием;
- При проведении личного приема по решению директора Предприятия могут применяться технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемка), о чем заявитель должен быть уведомлен до начала личного приема;
- При временном отсутствии в день личного приема директора Предприятия личный прием проводит лицо, исполняющее его обязанности;
- При временном отсутствии в день личного приема иного должностного лица, проводящего личный прием, директор Предприятия обеспечивает своевременное и надлежащее выполнение функций временно отсутствующего должностного лица другим должностным лицом Предприятия;
- При устном обращении в ходе личного приема граждане, их представители, представители юридических лиц, должны предъявить документ, удостоверяющий личность. Представители заявителей должны предъявить также документы, подтверждающие их полномочия.

Должностные лица Предприятия, проводящие личный прием, а также работники Предприятия, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, не вправе отказать в личном приеме, записи на личный прием, за исключением случаев:  

- обращения по вопросам, не относящимся к компетенции предприятия;
- обращения в неустановленные дни и часы;
- когда заявителю уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы;
- когда с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.

Сроки при рассмотрении обращений:
- Течение сроков, определяемых месяцами или днями, начинается со дня, следующего за днем регистрации обращения в Предприятии, внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений Предприятия.
- Течение сроков, определяемых месяцами или днями, исчисляется в месяцах или календарных днях, если иное не установлено Законом.
- Срок рассмотрения обращений, направленных в соответствии с частью первой пункта 3 статьи 10 Закона (направление обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией) в Предприятие для рассмотрения в соответствии с компетенцией, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации обращений в Предприятии.
- Срок рассмотрения обращений, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца этого срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок рассмотрения обращений истекает в последний день этого месяца.
- Если последний день срока рассмотрения обращений приходится на нерабочий день, то днем истечения срока считается первый следующий за ним рабочий день.
- Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.
- В случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявителям в срок не позднее одного месяца со дня, следующего за днем поступления обращений, направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.

Информация о вышестоящем органе

Минский областной исполнительный комитет
Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса 4, тел. +375 (17) 500-41-25 («горячая линия»), +375 (17) 500-41-37 (вопросы деловой переписки), факс +375 (17) 327-24-15.
E-mail: pisma@minsk-region.gov.by (для деловой переписки).

Свое мнение о качестве обслуживания населения унитарным предприятием «Минскоблсельстрой» Вы можете выразить посредством использования Портала рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь на Интернет-сайте «качество-услуг.бел» либо с использованием QR-кода